Какие факторы могут приводить к нарушению слуха

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

7 основных причин снижения слуха

Частичная, тем более полная утрата слуха существенно снижает качество жизни. Сложности с общением приводят к одиночеству и замкнутости. Человек, который плохо слышит, испытывает трудности с социальной и профессиональной реализацией, нередко имеет проблемы в личных отношениях.

Сегодня мы расскажем об основных причинах ухудшения слуха.

Возрастные изменения

С возрастом некоторые структуры слухового аппарата подвергаются дегенеративным изменениям. Люди, перешагнувшие 60-летний рубеж, частично утрачивают остроту слуха, а в возрастной группе старше 70 лет проблемы со слухом испытывает уже большинство. При этом у пожилых людей сохраняется восприятие низких звуков, а вот различать высокие тона им сложно.

Серные пробки

В слуховых проходах иногда образуются скопления ушной серы (так называемые серные пробки), ухудшающие восприятие звуков. Чтобы удалить их самостоятельно, достаточно ввести в каждое ухо несколько капель раствора перекиси водорода. Если пробка не растворяется, следует обратиться к врачу-отоларингологу. Ни в коем случае не стоит пытаться разрушить пробки различными предметами (даже столь популярными ватными палочками): это может повлечь травмирование барабанной перепонки и усугубление проблем со слухом.

Инфекционные болезни

Потеря слуха может возникнуть как осложнение после инфекционного заболевания. Особенно опасны в этом смысле менингит, корь и свинка. К частичному ухудшению способности воспринимать звуки нередко приводит ревматоидный артрит. На остроту слуха влияет и процесс разрастания аденоидов: в наиболее тяжелых случаях они увеличиваются до такой степени, что полностью перекрывают евстахиевы трубы. Кроме тугоухости, ситуация чревата высоким риском инфицирования слуховых ходов и полостей носа.

Воспалительные процессы в ухе

Ухудшение слуха часто появляется на почве воспаления внутренних полостей уха (отита). К негативным последствиям обычно приводят нарушения, допущенные в ходе лечения, в частности, слишком раннее его прекращение. Во избежание неприятностей такого рода необходимо точно выполнять указания врача. При адекватном комплексном лечении отита слух восстанавливается в полном объеме.

К снижению слуха приводит большинство черепно-мозговых травм. При этом могут пострадать как сам слуховой аппарат, так и зоны мозга, отвечающие за звуковое восприятие.

К группе риска утраты слуха относятся люди, которые вынуждены работать на производстве, где уровень шумов серьезно превышает допустимые нормы, а также любители многочасового прослушивания музыки (особенно через наушники). Для этих людей вероятность постепенно оглохнуть возрастает в разы.

Последствия приема лекарств

Иногда временная тугоухость возникает на фоне приема лекарств. Отрицательно воздействуют на слух некоторые антибиотики и нестероидные противовоспалительные средства.

Врожденная патология

У новорожденного есть вероятность появиться на свет с нарушениями слуха, если его мама в период беременности принимала алкоголь либо была инфицирована хламидиозом, сифилисом или ВИЧ. Кроме того, встречается генетическая (наследственная) тугоухость.

Чтобы сохранить слух, следует по возможности избегать воздействия факторов, повышающих риск его утраты, а при появлении признаков тугоухости безотлагательно обращаться к отоларингологу.

Видео с YouTube по теме статьи:

Образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, специальность "Лечебное дело".

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Человек, принимающий антидепрессанты, в большинстве случаев снова будет страдать депрессией. Если же человек справился с подавленностью своими силами, он имеет все шансы навсегда забыть про это состояние.

Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.

Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.

Согласно исследованиям ВОЗ ежедневный получасовой разговор по мобильному телефону увеличивает вероятность развития опухоли мозга на 40%.

Средняя продолжительность жизни левшей меньше, чем правшей.

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

Раньше считалось, что зевота обогащает организм кислородом. Однако это мнение было опровергнуто. Ученые доказали, что зевая, человек охлаждает мозг и улучшает его работоспособность.

Для того чтобы сказать даже самые короткие и простые слова, мы задействуем 72 мышцы.

Даже если сердце человека не бьется, то он все равно может жить в течение долгого промежутка времени, что и продемонстрировал нам норвежский рыбак Ян Ревсдал. Его «мотор» остановился на 4 часа после того как рыбак заблудился и заснул в снегу.

Желудок человека неплохо справляется с посторонними предметами и без врачебного вмешательства. Известно, что желудочный сок способен растворять даже монеты.

Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.

Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.

Современное общество предъявляет к женщине весьма строгие требования: она должна быть и любящей женой, и заботливой матерью, и успешной бизнес-леди. При этом же.

Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/12832-7-osnovnyh-prichin-snizhenija-sluha.php

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРУШЕНИЮ СЛУХА

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРУШЕНИЮ СЛУХА

Следует несколько подробнее остановиться на некоторых заболеваниях, могущих привести к снижению или потере слуха.

Отосклероз (отоспонгиноз) – это очаговое поражение костной капсулы лабиринта. Этиология данного заболевания до конца не выяснена. При данном заболевании наблюдается прогрессирующее снижение слуха, которое является следствием фиксации подножной пластинки стремени в овальном окне, вызванной возникновением отеросклеротического очага. Известны случаи, когда патологическое разрастание костной ткани распространяется на канал улитки.

Заболевание свойственно в основном для пубертатного периода, характеризуется медленным развитием. Прогрессирующая тугоухость на оба уха по типу нарушения функции звукопроводящей системы наступает без видимой причины; отмечается шум в ушах, который часто является основным неудобством для больных. Показано хирургическое лечение – стапедопластика.

Серная пробка – значительное скопление ушного секрета (серы) в области наружного слухового прохода; является следствием повышенной секреции ушных желез. Секрет задерживается не только благодаря своей вязкости, но и вследствие индивидуального для каждого человека строения слухового прохода, в частности его извилистости. По этой причине, даже при соблюдении правил гигиены, ряд людей регулярно страдают от возникновения пробок и сопутствующего снижения слуха, если серная пробка полностью закрывает просвет слухового прохода. Наблюдается также аутофония (резонанс собственного голоса в заложенном ухе). Могут отмечаться и иные нарушения, в случае, когда серная пробка давит на барабанную перепонку и стенки слухового прохода. Это кашле-вой рефлекс, шум в ухе, головокружение. Лечение показано амбулаторное, путем промывания с помощью шприца Жане.

Неврит кохлеарный (неврит слухового нерва) характеризуется тугоухостью и ощущением шума в одном или обоих ушах. Основные причины возникновения – грипп, эпидемический паротит, эпидемический менингококковый менингит, тиф, корь, скарлатина, атеросклероз, болезни крови, болезни обмена веществ, интоксикация лекарственными препаратами, никотином, алкоголем, минеральными ядами, а также шумовые и вибрационные травмы. Диагностика проводится на основании аудиологических исследований. Слуховой нерв является одним из важнейших элементов системы восприятия звуков; он передает нервное раздражение непосредственно в центральную нервную систему, поэтому следует с повышенным вниманием относиться к затрагивающим его патологическим процессам. При неврите слухового нерва показана срочная госпитализация и терапевтическое лечение в условиях стационара. При значительном снижении слуха показано слухопротезирование.

Экссудативный средний отит (катаральный, серозный, секреторный и т. д.) развивается в результате длительных нарушений вентиляционной и дренажной функций слуховой трубы, являющихся следствием заболеваний носа, придаточных пазух носа и глотки острого и хронического течения; может быть следствием осложненного течения гриппа, ОРВИ, нерационального применения антибиотических средств при терапии острого среднего отита, аллергических реакций.

Отмечается наличие экссудата в барабанной полости, причем в острой стадии развития заболевания он жидкий, а в хронической – более вязкий, густой.

При данном заболевании происходит снижение слуха по типу нарушения функции звукопроводящего аппарата. У больного возникает ощущение заложенности уха, переливания жидкости в нем. Показано медикаментозное лечение, физиопроцедуры, при отсутствии положительного эффекта – длительное дренирование барабанной полости.

Адгезивный средний отит наиболее часто возникает в результате перенесенного острого или хронического воспаления среднего уха. К образованию спаек в барабанной полости может привести также нерациональное применение антибиотиков в процессе лечения острого катарального среднего отита. Возможно развитие адгезивного отита и без предшествующего воспалительного процесса в среднем ухе, как следствие патологических процессов в слуховой трубе и носоглотке, ведущих к длительному нарушению вентиляции барабанной полости. Может возникнуть перфорация барабанной перепонки – так называемый сухой перфоративный отит. У больных происходит снижение слуха по типу расстройства функции звукопроводящего аппарата. Часто отмечается такой симптом, как шум в ушах. Лечение показано вначале консервативное, как правило, дающее лишь временный эффект, а затем – хирургическое (стапедопластика, тимпанопластика).

Лабиринтит – ограниченное или разлитое поражение периферических отделов звукового и вестибулярного анализаторов. Как правило, развивается при острых, а чаще хронических воспалительных процессах в среднем ухе, туберкулезе среднего уха и вследствие травм. Симптоматика зависит, главным образом, от локализации процесса в среднем ухе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Обзор спреев для лечения насморка и заложенности носа

У больных отмечается шум в ушах, снижение остроты слуха, тошнота, рвота, головокружение, нарушение равновесия, спонтанный нистагм, который направлен в пораженную сторону, а при угнетении лабиринта – в здоровую. Расстройство равновесия отмечается как в покое, так и при движении. Ла-биринтит может осложняться абсцессами мозжечка, развитием менингита. Если наблюдается частичное сохранение функций вестибулярного и кохлеарного аппаратов – речь идет об ограниченном либо серозном лабиринтите. В противном случае, т. е. при выпадении их функций, врач имеет дело с диф-фузно-гнойным лабиринтитом. Консервативное лечение показано при серозном и ограниченном лабиринтите, а при лабиринтите с фистульным симптомом и неэффективности антибактериальной терапии показано лечение хирургическое – общеполостная трепанация. Гнойный лабиринтит с лабиринтогенными внутричерепными осложнениями и секвестрация лабиринта являются безусловными показаниями к оперативному вмешательству; операция проводится одновременно на лабиринте и среднем ухе.

Инородные тела уха характерны для детей, которые в процессе игры засовывают мелкие предметы в наружный слуховой проход. У взрослых людей это могут быть обломки спичек, кусочки ваты, попавшие в слуховой проход при неправильном проведении гигиенических процедур.

Инородные предметы могут закупорить слуховой проход или травмировать барабанную перепонку, что приводит к значительному снижению слуха. Основной лечебной манипуляцией является скорейшее извлечение инородного тела; при этом следует помнить, что данную манипуляцию должен проводить только врач.

Баротравма – это повреждение среднего уха, являющееся следствием резкого перепада атмосферного давления. При значительном повышении атмосферного давления, в случае, если оно своевременно не выравнивается в среднем ухе через слуховую трубу (при взрывах, кессоне), барабанная перепонка втягивается, а при снижении – выпячивается. Возможны разрывы барабанной перепонки, сопровождающиеся кровотечениями из уха. Перепады давления передаются через барабанную перепонку и слуховые косточки на внутреннее ухо, что приводит к нарушению его функций. При баротравме отмечается снижение слуха, шум и звон в ушах, головокружение.

При отсутствии значительных разрывов барабанной перепонки – лечение консервативное.

При поражении звукопроводящего аппарата слух часто удается восстановить или существенно улучшить посредством операции тимпанопластики, но при патологии звуковоспри-нимающего прогноз менее благоприятен.

Исследуют остроту слуха при помощи громкой и шепотной речи, а также с помощью камертонов и аудиометров. Аппараты для аудиометрии генерируют звуковые сигналы различной частоты. Исследуемый пациент надевает наушники, а специалист внимательно следит за реакцией испытуемого и фиксирует частоту звука, при воспроизведении которой реакция положительна.

Таким образом можно довольно точно установить диапазон частот воспринимаемых данным человеком звуков. Человек может слышать звуки с различной частотой колебаний – от 16 до 20 000 Гц. Инфразвук и ультразвук ухо не воспринимает, хотя исследования показали, что восприятие ультразвука возможно, но лишь в том случае, если он проводится через черепные кости.

Максимальная чувствительность отмечается по отношению к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000 Гц. При возрастании силы звука соответственно возрастает и звуковое ощущение, однако до известного предела, после которого возникает чувство давления и даже болевые ощущения различной интенсивности.

Люди и животные способны определять местонахождение источника звуковых колебаний и ориентироваться по звукам в пространстве; наиболее точно расположение источника звука можно выявить, если на оба уха звук подается с примерно одинаковой силой. Это объясняется тем, что к уху, расположенному ближе к источнику звукового раздражения, собственно звук приходит раньше.

Грудные дети уже рефлекторно поворачивают голову в сторону, с которой доносится звук, будь то голос матери или звон погремушки. Однако исследование слуха ребенка представляет определенные трудности и его следует проводить в специализированных учреждениях с помощью специально разработанных методик.

Речевые центры отвечают за планирование и реализацию звуковоспроизведения, а также за хранение звуковых и письменных образов – вид памяти, обеспечивающий накопление опыта речевого общения и анализ собственной речи. Самые первые попытки произнесения звуков отмечаются в норме у детей 2-3-го месяца жизни. Это уже следствие усвоенных ребенком звуков языка окружающих его людей. В начальной фазе овладения навыками речи важнейшую роль играет общение ребенка с собственной матерью, направляющей его внимание на определенные предметы. Ребенок учится следовать инструкциям, полученным от матери в виде звуков. На следующей ступени освоения языка малыш подает речевые команды самому себе.

Вначале он пользуется для этого внешней, а позже – внутренней речью, таким образом осваивая самостоятельную речь. Осознанное восприятие слов и адекватная реакция на них отмечаются примерно с 8-го месяца жизни. Артикуляция отдельных слов – с 11-12-го месяца.

С 15–18 месяцев ребенок начинает произносить осмысленные фразы из двух и более слов; значительное увеличение словарного запаса наблюдается в 18–20 месяцев, причем объем словарного запаса возрастает с полутора десятка до 60– 200 слов.

Неврологические расстройства речи в детском возрасте наиболее часто сопряжены с нарушением ее формирования, а у людей взрослых это расстройства уже сформированной функции речи.

Патологии развития речи наиболее часто проявляются запаздыванием возникновения речи фразового характера у детей в возрасте до 3–3,5 лет, у взрослых же отмечается нарушение уже сформированной речевой функции. Условием нормального формирования речи у ребенка является адекватное слуховое восприятие речи окружающих лиц; даже в случае имеющихся незначительных нарушений слуха овладение речью довольно затруднено. Обучение речи должно происходить только в говорящем социуме. Данное положение убедительно подтверждается существованием феномена детей-маугли.

Известно, что дети, воспитанные животными и попавшие в человеческое общество в возрасте пяти лет и старше, как правило, уже не могут овладеть речью и остаются немыми на всю жизнь.

Источник: http://med.wikireading.ru/1461

Причины нарушений слуха;

Психология детей с нарушениями слуха

Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.

Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем:

1) выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом как общие, свойственные также и людям, имеющим сохранный слух, так и специфические;

2) изучить особенности развития отдельных видов познаватель­ной деятельности людей с нарушенным слухом;

3) изучить закономерности развития их личности;

4) разработать методы диагностики и психологической кор­рекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха;

5) дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрос­лых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным слухом в общество.

Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиат­ров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу от­носится опубликованная в 1911 г. в России работа А. Н. Поросятникова, посвященная изучению особенностей памяти глухонемых школьников. В 20-е г. систематическая разработка проблем специ­альной психологии (и сурдопсихологии, в частности) проходила под руководством Л. С. Выготского и под влиянием его идей. Его ученики Л. В. Занков и И.М.Соловьев с сотрудниками проводят исследования развития восприятия, памяти, мышления и речи детей с нарушениями слуха. Результаты этих исследований были обобщены в первой монографии по сурдопсихологии «Очерки психологии глухонемого ребенка», вышедшей в 1940 г. В дальней­шем исследования в области сурдопсихологии продолжались под руководством И. М. Соловьева. На разных этапах становления сур­допсихологии большой вклад в ее развитие внесли такие ученые, как А. П. Гозова, Г.Л.Выгодская, Н.Г.Морозова, М. М. Нудельман, В.Г.Петрова, Т.В.Розанова, Л. И. Тигранова, Ж. И. Шиф и другие.

Существуют различные взгляды на определение причин нарушений слуха. Наиболее часто выделяют 3 группы причин и факторов, которые вызывают патологию слуха (Д.И. Тарасов и др.).

Первая группа причин и факторов носит наследственный характер. Данные причины приводят к нарушениям в структуре слухового анализатора и развитию наследственной тугоухости.

На долю наследственных факторов детской глухоты приходится от 30 до 50% всех случаев. Наследственная глухота или тугоухость могут сочетаться с другими аномалиями органов и систем организма (заболевания органов зрения, патология костно-мышечной системы, нервной, эндокринной и т.д.).

Генетики, которые занимаются вопросами наследования глухоты, отмечают, что в гаметах человека может быть до 50 различных генов, влияющих на остроту слуха. Вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка резко возрастает, если один из родителей страдает наследственной формой глухоты. Если наследственная форма глухоты обнаруживается у обоих родителей, то вероятность рождения ребенка с неполноценным слухом превышает 50%.

Ко второй группе причин и факторов относят факторы эндогенного и экзогенного воздействия на орган слуха плода (без наследственного отягощения), ведущие к появлению врожденной тугоухости.

Большое значение имеют болезни матери в период беременности. К подобным заболеваниям относят краснуху, грипп, паротит. Оказывает влияние также прием во время беременности ототоксических лекарств, резус-несовместимость плода и будущей матери.

На появление патологии развития слуха у ребенка влияет прием беременной женщиной алкоголя, наркотиков, а также работа на предприятиях с повышенной пыльностью и другими профессиональными вредностями (особенно в первые месяцы беременности).

Факторы третьей группы воздействуют на орган слуха здорового ребенка на разных стадиях его развития и приводят к возникновению приобретенной тугоухости.

Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в раз­личные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный ф о н для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухуд­шение слуха.

К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхож­дения, следует отнести различные нарушения метаболизма (об­мена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шла­ков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факто­рами врожденного происхождения могут быть перенесенная ма­терью во время беременности вирусная инфекция, или неблаго­приятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо хими­ческих веществ, или асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фак­тора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как протекает отит у детей

Для выявления причин нарушений слуха в каждом конкрет­ном случае необходимо прослеживать все наследственные факто­ры, которые могут обусловить появление нарушения слуха у ре­бенка: факторы, действовавшие в процессе беременности матери и при родах, и факторы, воздействовавшие на ребенка при его жизни.

Нарушения слуха могут вызываться различными заболевания­ми детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволо­вая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухо­та, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.

Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной де­формации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм (например, деформации головы ребенка при использова­нии щипцов). К нарушениям слуха могут привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.). Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встре­чаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возра­сте вступивших в брак. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).

Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает не­обходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания, в част­ности — для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.

Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки.

Звуки характеризуются тремя свойствами: силой, высотой и тембром. Сила, или интенсивность, звука измеряется в децибелах (дБ). Так, разные звуки, в том числе звуки природы, могут иметь раз­ную интенсивность звучания. Например, звук:

Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны частот, то это означает, что воспри­ятие разговорной речи невозможно.

Понижение слуха, при кото­ром не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту.

При тугоухости не воспринимаются звуки в пределах от 15 до 80 дБ (Л.В.Нейман).

Высота звуказависит от количества колебаний звучащего тела и измеряется количеством полных колебаний в секунду – герцах (Гц).Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16–20 Гц до 16000–20000 Гц. Данный разброс характеризует большие различия в слуховой чувствительности людей. Существует зона максимальной чувствительности к определённым частотам, которая охватывает промежуток от 1000 до 3000 Гц. Это тот диапазон, в котором в основном происходит речевое общение.

Классификация детей с нарушениями слуха

Основой классификации являются следующие критерии: сте­пень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р.М.Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют сле­дующие группы детей.

Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или при­обретенным в раннем детстве — до овладения речью. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становят­ся немыми — глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х гг. У большинства глухих детей име­ется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70—80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70—85 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки — силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени. Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случа­ях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормаль­ному. Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка — более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и рече­вое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех по­знавательных процессов ребенка, в формировании его волевого по­ведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности. Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего дет­ства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психи­ческого развития, насколько систематически реализуются соци­ально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.

Среди них выделяют:

— ранооглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушен­ным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;

— позднооглохших. Это дети, потерявшие слух вследствие ка­кой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, и сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сфор­мирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

Потеря слуха у таких детей бывает разная — тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей Может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понима­ют, что им говорят. Это иногда ведет к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию. Про­блема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с по­мощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При то­тальной глухоте необходимо использовать дактилологию, пись­менную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупно­сти благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых про­цессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сфе­ры, личностных качеств и межличностных отношений.

Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной недостаточно­стью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К сла­бослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребе­нок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 — 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50—70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слы­шимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, ко­торые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возмож­ность воспринимать звуки не только низкие, но и средней часто­ты (от 1000 до 4000 Гц).

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладе­нии речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Вари­анты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зави­сят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находит­ся, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу мо­жет иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагопри­ятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких де­тей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, при­ближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.

Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения слуха и от других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития детей. Для педагогических целей слабослы­шащие дети школьного возраста делятся на две категории:

1) слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;

2) слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.

У детей с нарушениями слуха всех групп возможны еще до­полнительные первичные нарушения различных органов и систем. Известно несколько форм наследственного нарушения слуха, ко­торое сочетается с поражением зрения, кожной поверхности, по­чек и других органов (синдром Ушера, Альстрема, Варденбурга, Альпорта, Пендреда и др.). При врожденной глухоте или тугоухости, возникшей из-за заболевания матери в первые два месяца бере­менности краснухой, как правило, наблюдается также поражение зрения (катаракта) и врожденная кардиопатия (триада Грига). При этом заболевании у родившегося ребенка может наблюдаться так­же микроцефалия и общая мозговая недостаточность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Лечение горла при беременности

При гемолитической болезни новорожденных, причиной ко­торой может быть несовместимость крови плода и матери по ре­зус-фактору или по принадлежности их крови к разным группам, возможно нарушение слуха, которое может сочетаться: с общим поражением мозга и олигофренией, с диффузным поражением мозга, с задержкой психофизического развития, с выраженным гиперкинетическим синдромом в результате поражения подкор­ковых отделов мозга, с поражением ЦНС в виде спастических парезов и параличей, с легким поражением нервной системы в сочетании со слабостью лицевого нерва, косоглазием, другими глазодвигательными нарушениями и общей задержкой моторного развития. При этом нарушение слуха может быть обусловлено на­рушениями функций мозговых систем, в которых должен осуще­ствляться анализ и синтез звуковых воздействий.

Приобретенное нарушение слуха, возникшее вследствие трав­мы черепа, может быть связано с нарушением не только рецепторного отдела слухового анализатора, но и его проводящих пу­тей и корковой части. Перенесенный ребенком менингит или ме-нингоэнцефалит может вызвать нарушение слуха и привести к мозговой недостаточности большей или меньшей степени.

При некоторых формах наследственной глухоты или тугоухо­сти, при ряде заболеваний, приводящих к поражению слуха внутриутробно, а также при различных воспалительных процессах в области среднего и внутреннего уха поражается вестибулярный аппарат.

Вместе с тем сложные, комплексные нарушения, включаю­щие повреждение слуха и других систем, могут возникать под воз­действием разных причин и в разное время.

Таким образом, у глухих и слабослышащих детей помимо на­рушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:

— нарушения деятельности вестибулярного аппарата;

— разные варианты нарушения зрения;

— минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первич­ной задержке психического развития. При этом какие-либо отри­цательные факторы могут прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность возникает вследствие тя­желых соматических болезней: сердечно-сосудистой системы, ды­хательной, выделительной и т.д., — изменяющих работу мозга;

— обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;

— нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебраль­ному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы;

— локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корко­вых и подкорковых образований);

— заболевания центральной нервной системы и всего организ­ма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниа­кально-депрессивному психозу и др.);

— тяжелые заболевания внутренних органов — сердца, легких, почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаб­лению организма;

— возможность глубокой социально-педагогической запущен­ности.

Задачи сурдопсихологии — определение условий и факторов, положительно и отрицательно влияющих на развитие психики де­тей с нарушениями слуха, выделение социально-педагогических направлений, способствующих оптимальному психическому раз­витию этих детей

Источник: http://studopedia.su/8_20028_prichini-narusheniy-sluha.html

Все о нарушениях слуха

Нарушение слуха – потеря способности различать шепотную речь и звуки с низкой амплитудой. Стойкое ослабление слуха называют тугоухостью, степень тяжести которой варьируется от легкой до очень тяжелой. При неспособности слухового анализатора воспринимать звуки с частотой менее 90 дБ диагностируется полная глухота, которую можно устранить хирургическим путем или установкой слухового аппарата.

Степень снижения слуха определяется в ходе аудиометрических исследований, суть которых заключается в определении порога чувствительности слуховых рецепторов. При отсутствии патологий человек воспринимает речь и звуки на частотах от 0 до 25 дБ. Если же звуковоспринимающая система распознает звуковые сигналы в диапазоне от 25 дБ и выше, диагностируют снижение слуха.

Типы нарушений слуха

Стойкое нарушение слуха, причины и классификация патологических изменений определяются в ходе аудиометрического обследования пациента, жалующегося на развитие слуховой дисфункции в одном или обоих ушах. Тип тугоухости зависит от того, в каком отделе локализовались патологические процессы. Согласно физиологическим и анатомическим особенностям строения слухового анализатора, выделяют два основных отдела:

  1. звукопроводящий – обеспечивает передачу звукового сигнала извне к рецепторной системе посредством основных отделов среднего и наружного уха;
  2. звуковоспринимающий – трансформирует энергию окружающих звуков в нервные импульсы, что обусловлено модуляцией физических колебаний волн в основных отделах ушной улитки, подкорковых центрах и нервных клетках.

В контексте данной классификации развитие слуховой дисфункции может быть обусловлено:

  • нарушениями в звукопроводящем отделе;
  • нарушениями в звуковоспринимающем отделе;
  • комбинированными нарушениями в обоих отделах.

Для определения вида тугоухости специалисты проводят субъективные аудиометрические исследования, в ходе которых определяют уровень слышимости костно- и воздушно-проведенных сигналов. Таким образом удается установить, в каком из отделов слухового анализатора возникают нарушения, благодаря чему определяется вид тугоухости и последующие принципы лечения.

Классификация

Слуховая дисфункция частичного характера определяется неспособностью слухового анализатора воспринимать и обрабатывать звуковые сигналы низкой частоты и амплитуды. Современная классификация нарушений слуха указывает на то, какие именно патологии в слуховой системе спровоцировали развитие тугоухости:

  • кондуктивные – появляются вследствие блокирования звукового сигнала на уровне звуковоспринимающего отдела слухового анализатора и характеризуются образованием физических преград в виде грануляций, транссудата, ушной пробки и т.д.;
  • невральные – неспособность специфических отделов мозга обрабатывать поступающие от слухового анализатора нервные импульсы; при развитии слуховой диссинхронии электрические импульсы могут неправильно интерпретироваться, что является причиной возникновения аудиологических галлюцинаций;
  • сенсорные – появляются при отмирании волосковых клеток, что ведет к невозможности обработки звуковых сигналов в улите ушного лабиринта;
  • сенсоневральные – обусловлены возникновением нарушений на уровне волосковых клеток и обработки электрических импульсов в соответствующих отделах головного мозга;
  • комбинированные – смешанный тип тугоухости, характеризующийся комбинацией сенсоневральных и кондуктивных нарушений.

При развитии сенсоневральных патологий восстановить способность слышать звуки в диапазоне до 25 дБ практически невозможно.

Причины слуховой дисфункции

Каковы основные причины нарушений слуха? Слуховая дисфункция может быть врожденной и приобретенной. Ее развитие обусловлено рядом экзогенных и эндогенных факторов, ведущих к возникновению патологий на уровне звуковоспринимающих и звукопроводящих отделов в слуховом анализаторе.

К числу основных причин возникновения врожденных нарушений слуха специалисты относят:

  • наследственную предрасположенность;
  • ненаследственные генетические особенности;
  • аномально низкую массу тела новорожденного;
  • перенесение желтухи в неонатальном периоде;
  • асфиксию при рождении и сложные роды;
  • употребление будущей матерью ототоксических лекарств.

Ликвидировать слуховую дисфункцию можно только в случае нормального строения основных отделов слухового анализатора у новорожденного.

Чаще всего слуховая дисфункция наблюдается у пациентов старшего возраста и обусловлена она следующими причинами:

  • инфекционное поражение носоглотки;
  • хроническое воспаление в ушах;
  • злоупотребление цитостатиками и антибиотиками;
  • серьезные травмы у основания черепа;
  • возрастная дегенерация сенсорных клеток;
  • воздействие сильного шума;
  • регулярное прослушивание аудиоустройств в наушниках.

Чаще всего слуховая дисфункция развивается на фоне нерационального и несвоевременного лечения менингита, краснухи, гриппа и кори.

Степени тугоухости

Нарушение слуха – это неспособность воспринимать звуковые сигналы частотой до 25 дБ. Однако степень развития тугоухости зависит от того, колебания какой частоты воспринимаются и обрабатываются основными отделами органа слуха. В связи с этим возникла международная классификация нарушения слуха, в которой описаны 4 степени развития слуховой дисфункции:

  • 1 степень (слабая) – способность воспринимать звуковые колебания с частотой выше 25-40 дБ;
  • 2 степень (средняя) – способность воспринимать звуковые колебания средней интенсивности с частотой более 41-55 дБ;
  • 3 степень (тяжелая) – способность воспринимать звуковые колебания высокой интенсивности с частотой от 56-70 дБ;
  • 4 степень (очень тяжелая) – способность воспринимать звуковые колебания очень высокой интенсивности с частотой более 71-90 дБ.

Важно! При ощутимом снижении слуха нужно пройти обследование у специалиста. Если вовремя не приостановить гибель волосковых клеток, восстановить слуховую функцию не удастся даже после хирургического лечения.

Если пациент испытывает трудности в восприятии звуковых сигналов более 90дБ, ему ставят диагноз «глухота». Частично восстановить слух можно исключительно после прохождения курса медикаментозного и хирургического лечения.

Генетические нарушения

Условно основные нарушения слуха генетического характера разделяют на две категории: синдромальные и изолированные (внесиндромальные). Синдромальные нарушения возникают преимущественно в совокупности с воздействием экзогенных факторов, таких как инфекционные ЛОР-заболевания. В медицинской практике принято различать несколько основных синдромов слуховой дисфункции:

  • синдром Ушера – одновременное развитие зрительной и слуховой дисфункции;
  • синдром Джервелла – развитие тугоухости на фоне сердечной аритмии с возникновением большого интервала QT;
  • синдром Ваарденбурга – появление сбоев в работе слухового анализатора, сопряженное с усиленной пигментацией;
  • синдром Пендреда – стойкое снижение слуха на фоне гиперплазии щитовидной железы.

Следует отметить, что виды нарушений слуха во многом зависят от того, какой именно ген был поврежден в ходе мутационных изменений. По утверждению специалистов, сегодня известно более 100 генов, повреждение которых неизбежно приводит к стойкому снижению слуха. Примерно в трети случаев генетическая слуховая дисфункция обусловлена мутациями гена 35delG или GJB2.

Диагностика

При малейшем ослаблении слуха специалисты рекомендуют проходить обследование у отоларинголога. Своевременное устранение причин развития тугоухости способствует полному или частичному восстановлению слуха без применения слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов. Для определения степени ослабления слуха и порога чувствительности волосковых клеток пациент должен пройти следующие виды обследования:

  1. камертонные пробы;
  2. тональную аудиограмму;
  3. отоневрологический анализ;
  4. регистрацию слуховых потенциалов;
  5. импедансометрию;
  6. компьютерную томографию;
  7. УЗ допплерографию.

После точного определения формы нарушений слуха специалист назначит фармакологическое или физиотерапевтическое лечение с применением препаратов, улучшающих кровоснабжение тканей в органе слуха, устраняющих воспаление и ускоряющих регенерационные процессы. На стадии необратимых морфологических изменений в мягких и костных тканях может потребоваться оперативное вмешательство, предполагающее замену деформированных слуховых косточек, вживление кохлеарного имплантата и т.д.

Повод для обращения к ЛОР-врачу

Причиной развития стойкой тугоухости, трудно поддающейся фармакологическому лечению, является несвоевременное обращение за помощью к специалисту. Нельзя откладывать визит к отоларингологу при обнаружении следующих симптомов:

  • шум в ушах;
  • ощущение переливания жидкости в ухе;
  • периодические боли в ухе;
  • болезненные ощущения при пальпации;
  • нечеткое восприятие шепотной речи.

О наличии слуховой дисфункции свидетельствуют постоянные просьбы повторить собеседниками только что сказанные фразы или недостаточно четкое распознание голоса в трубке телефона при разговоре на улице. При возникновении подобных симптомов желательно пройти аудиометрическое обследование у специалиста.

Источник: http://lorcabinet.com/simptomy/narusheniya-sluha/prichiny.html

Ссылка на основную публикацию